"Слово Господне через Аггея пророка:

СВЯЩЕННЫЙ ТРУП В РИЗАХ

"Слово Господне через Аггея пророка:

Так говорит Господь Саваоф: спроси священников о законе1 и скажи:

Если бы кто нёс освящённое мясо2 в поле́ ризы своей и полою своею коснулся хлеба, или чего-либо варёного, или вина, или елея, или какой-нибудь пищи: сделается ли это – священным? И отвечали священники и сказали: нет.

Потом сказал Аггей: а если прикоснётся ко всему этому кто-либо осквернённый или нечистый душою*: сделается ли это нечистым? И отвечали священники и сказали: будет нечистым.

Тогда отвечал Аггей и сказал: таков этот народ, таково это племя предо Мною, говорит Господь, и таковы все дела "Слово Господне через Аггея пророка: рук их! И что они приносят там, - всё нечисто. {И если кто приблизится туда, – осквернится из-за прегрешений их и утренних [их богослужений], будет страдать от лица лукавств их. И возненавидели [они] обличающих [их] во вратах**.}3

(Агг.2:10-14)

_______________________________________

1. «Под словом “тора”, “законом”, LXX: νόμον, Vulg.: legem, в ст. 11, разумеется не собственно писанный закон, а изустное предание (ср. – свящ. Предание свв. отцов в православии – ред.), хранившееся у священников, дававших в нужных случаях ответы по богослужебным, ритуальным и под. вопросам. Кроме того, в самых вопросах ст. 12-13 пророка священникам усматривают необычное, будто бы, для пророка внимание к храму и культу… некоторые даже склонны видеть "Слово Господне через Аггея пророка: в этих идеях святости и нечистоты – влияние религии магов - парсизма или маздеизма на библейско-иудейское миросозерцание и вероучение. Те обличения евреев за небогоугодное совершение религиозных обрядов, какие содержатся у более древних пророков, напр., Амоса (гл. V), Исаии (I), Иеремии (гл. VII), указывают самый дух богоугодного служения, выражающийся в неуклонном исполнении воли Божией». – А.П. Лопухин.

* – Так в слав. переводе.; в синод. пер.: "...осквернившийся от прикосновения к мертвецу".

** – Т.е. явно, при всех, во всеуслышание, «на месте, где бывает много народа» - Кирилл Александрийский(толк. на пророка Аггея).

2. У LXX: κρέας – букв. – «кусок мяса», «тело», «плоть», «труп»; тж. в знач.: (презрительное) «шкура "Слово Господне через Аггея пророка:», «человек», «тварь».

3. Заключ. в фигурные скобки – есть только в оригинале LXX:

«καὶ ὃς ἐὰν ἐγγίσῃ ἐκεῖ μιανθή­σε­ται ἕνεκεν τῶν λημμάτων αὐτῶν τῶν ὀρθρινῶν ὀδυνηθήσον­ται ἀπο­̀ προ­σώπου πόνων αὐτῶν καὶ ἐμισεῖτε ἐν πύλαις ἐλέγχον­τας».



В разных рукописях существуют разночтения. Приводим основные вкупе со знач. некоторых слов греч. оригинала – Септуагинты:

_____________________________________

ἕνεκεν – из-за, по причине, вследствие.

πλημμεληματων – прегрешения. Конъектура: λημμάτων – взятки, награбленное, нажива, любостяжание, корысть.

ὀδυνηθήσονται – будет мучиться/страдать, понесёт скорбь.

ἀπο – по причине, из-за.

πόνων – страстей, страданий, (духовных) болезней. Конъектура: πονηριῶν – беззакония, злоба.

ἐλέγχοντας – от ἐλέγχω – покрывать позором, посрамлять, отвергать с презрением, (из)обличать, уличать.

Для удобства – непосредственно в тексте:

«И если кто приблизится туда, – осквернится за (ἕνεκεν – из-за, по причине, вследствие) прегрешения (πλημμεληματων – прегрешения; λημμάτων – взятки, награбленное, нажива, любостяжание, корысть) их и (και) утренних, будет страдать (ὀδυνηθήσον­ται – мучиться, скорбеть) от (ἀπο – по причине "Слово Господне через Аггея пророка:, из-за) лица лукавств (πόνων – страстей, страданий, (духовных) болезней; πονηριῶν – беззакония, злоба) их (αὐτῶν). И возненавидели [они] обличающих [их] во вратах*».

*–Вариант: «И [потому] –отвращайтесь при дверях порицаемых (ἐλέγχον­τας – от ἐλέγχω – покрывать позором, посрамлять, отвергать с презрением, (из)обличать, уличать).

_____________________________________

Принимая предложенные исправления, данный отрывок может быть прочитан так:

«И если кто приблизится туда, – осквернится по причине лихоимств их утренних, понесёт скорбь от лица злобы их. И [потому] – отвращайтесь порицаемых при дверях».

_____________________________________

_____________________________________

Смысл:

Ветхий Завет – как известно – суть тень Завета Нового. Тень, хотя и является лишь тёмным силуэтом вещи, всё же очерчивает контуры именно самой вещи, не дорисовывая чего-либо несуществующего в ней. Ожидаемое "Слово Господне через Аггея пророка: пустословие софистов об «игре теней», искажающих образ вещи, - не должно иметь решительно никакого значения, ибо омрачённое сознание ухватывает лишь «мертвящую букву», а не «дух животворящий», тень, а не сам предмет.

«Но умы их ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остаётся неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом. Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их; но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается. Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода» (2Кор.3).

***

Итак, под “κρέας ἅγιον”, «освящённым мясом» в ризах – в духовном смысле – можно разуметь недостойное своего сана священство (епископство), но канонически правильно "Слово Господне через Аггея пророка: освящённое, т.е. - рукоположенное. Под видом пищи различного толка – люди, и вещи, и те же хлеб, вино и елей освещаемые. Если иерей, не исполняющий возложенных на него священных обязанностей, не живущий сам правильной внутренней духовной жизнью (в верном, спасительном настрое духа – сокрушенном и смиренном перед Богом, в подвиге за чистоту своей совести) станет освящать в Таинствах что-либо или кого-либо, то всё сие останется неосвящённым в силу непричастности нетварным божественным Энергиям (Благодати) самого священника. Если же ко всему этому прикоснётся «осквернённый или нечистый душою» (т.е. духовный мертвец, злонамереннотворящий беззаконие, утверждающий свой самостно-гордый дух, - см. 1Ин.5:16-17: “…есть грех "Слово Господне через Аггея пророка: к смерти: не о том говорю, чтобы он молился. Всякая неправда есть грех; но есть грех не к смерти”), то всё сие осквернится.

Во всём этом, о чём спрашивал священников Бог через пророка Аггея, они не солгали. Тогда Господь, на основании их же свидетельства об истине законов духовного мира (данного ветхозаветному человечеству в образах прикровенных), указал на то, что все приношения духовно мёртвого священства их – скверна в очах Божьих. И если кто приступит к Таинствам от рук «сожжёных в совести своей» иереев (1Тим.4:1-2) – тот осквернится; помрачится душой вслед за ними, а не просветится.

И Господь указывает причину этого: «осквернится из-за "Слово Господне через Аггея пророка: прегрешений их», которыми исполнены они бывают с раннего утра (ὀρθρινῶν), уже за утренним богослужением. (Ср. слова молитвы предстоятеля за литургией Василия Великого: «Да не моих ради грехов возбраниши благодати Святаго Твоего Духа от предлежащих Даров», т.е. – “не отнимай из-за моих грехов благодати Святого Твоего Духа от предложенных Даров”). Потому приступающие (а значит - одобряющие) к таковому омрачённому священству, пусть знают, что им неизбежно придётся мучиться из-за страстей, духовных недугов и нераскаянной злобы этого “священства”, которое, в свою очередь, люто ненавидит тех, кто открыто обличает их в лицо их, во всеуслышание, на местах, где бывает множество "Слово Господне через Аггея пророка: народа. И потому – говорит Господь Бог – отвращайтесь, отвергайте с презрением порицаемых иереев и епископов ещё при самых дверях храма, не дозволяя им внити во «святая святых» - сердца ваши.

«Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живёт в вас? [Если только Дух Божий живёт в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его] Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм – вы.

Не преклоняйтесь под чужое ярмо…, ибо какое [может быть] причастие праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?

И потому выйдите из среды их и "Слово Господне через Аггея пророка: отделитесь*, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас. И буду вам Отцом, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель» (1Кор.3:16-17; Рим.8:9; 2Кор.6:15-18).

_____________________________________

* – см. тж. Ис.52:11; Иер.50:8; Откр.18:4

Примечание к сноске 3:

Феод. Мопс., Феодорит., Араб. (Вальт.), Итал. (Саб.),— прибавляют “και” перед “των ορθρινων”. Альд. И некоторые, вместо πονων (Ват. Син. Алекс. изд. Араб. Авг. у Саб.) – πονηριων—лукавств (слав. чтение), как Альд., Компл., мн. манускр., Феодор Мопс., Феодорит., Итал., Иероним (др.: πονηρων и πονηριου, Сиро-гекз.; πονηριας у Фильда). Вместо ληυιματων—“взятки”, нек.: πλημμεληματων — “прегрешения”, Ар.; propter plagas). Вм. όδυνηθησονται нек.: ου δυνησονται (Феодорит), оυ δυνηθησινται (Альд.), οδυνησονται (Компл.). Вместо ελεγχοντα (Кир. Слав. Ват. изд.), чит.: ελεγχοντας.

*** *** ***

Прибавление по Исайе "Слово Господне через Аггея пророка: пророку:

«К чему Мне множество жертв ваших? – Говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу. Ни того, чтобы вы приходили являться пред лице Моё: ибо кто требовал это от рук ваших? Не присовокупляйте [к сему] и хождение по двору Моему. Не носи́те больше даров тщетных: кадило (воскурение фимиама – θυμίαμα) – отвратительно (βδέλυγμά - мерзость, гнусность, скверна, гадость) для Меня. Новомесячий и суббот, праздничных собраний [и дня великого– ἡμέραν μεγάλην (т.е. – Пасха, - ред.)] терпеть не могу: беззаконствуете – и празднуете! [Поститесь – и бездействуете (т.е. не творите дел любви и милости, - ред "Слово Господне через Аггея пророка:.)]. Как новомесячия ваши, так и праздники ваши ненавидит душа Моя: [вы] сделались мне в пресыщение, более не отпущу грехов ваших…» (Исайя 1:11-14; см. тж.: Иер.6:20; Ам.5:21-22; Мих.6:8; Ос.6:5,6).

***

ПУСТЫЕ РИЗЫ: http://vk.com/alexanderdei?w=wall1208808_2803%2Fall

ДЕМО (-ническая-) - ВЕРСИЯ ЦЕРКВИ:
Часть 1: http://vk.com/alexanderdei?w=wall1208808_2739/all
Часть 2: http://vk.com/alexanderdei?w=wall1208808_2738/all
Часть 3: http://vk.com/alexanderdei?w=wall1208808_2784/all
Часть 4: http://vk.com/alexanderdei?w=wall1208808_2789/all
Часть 5: http://vk.com/alexanderdei?w=wall1208808_2794/all
_________________________________________________
ПРИНЦИП "СОГЛАСИЯ ОТЦОВ" (CONSENSUS PATRUM): http://vk.com/alexanderdei?w=wall1208808_2580/all
________________________________________________
ХРИСТИАНСТВУЮЩИЕ ИУДЕИ: http://vk.com/alexanderdei?w=wall1208808_2650/all
________________________________________________
ПРЕДАНИЕ ОТЦОВ ВАШИХ: http://vk.com/alexanderdei?w=wall "Слово Господне через Аггея пророка:1208808_2652/all

________________________________________________
О ПУТЯХ СОВРЕМЕННОЙ ЦЕРКОВНОСТИ (КАНОНЫ): http://vk.com/alexanderdei?w=wall1208808_2798%2Fall

________________________________________________
РАСТЕРЗАННЫЕ РИЗЫ ИСТИННОГО ХРИСТИАНСТВА: http://vk.com/alexanderdei?w=wall1208808_2342/all
________________________________________________
ВТОРОЕ ПРЕДПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ 2014 г часть I: http://vk.com/alexanderdei?w=wall1208808_2381/all
________________________________________________
ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЯ, КОТОРЫЕ СБЫЛИСЬ С ПУГАЮЩЕЙ ТОЧНОСТЬЮ: http://vk.com/alexanderdei?w=wall1208808_2392/all
________________________________________________
ПОУЧЕНИЯ-НЕВИДИМКИ: http://vk.com/alexanderdei?w=wall1208808_2418/all
________________________________________________
НО СЫН ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ, ПРИШЕД, НАЙДЁТ ЛИ ВЕРУ НА ЗЕМЛЕ?: http://vk.com/alexanderdei?w=wall1208808_2776/all
________________________________________________
ПОКОЙНИК ПЕРЕД СМЕРТЬЮ ПОТЕЛ? - http://vk.com/alexanderdei?w=wall1208808_2746/all
________________________________________________
ПРАВОСЛАВНЫЙ СИНЕДРИОН: ТАКИ О САДДУКЕЯХ: http://vk.com/alexanderdei?w=wall1208808_2799/all
________________________________________________
В НЫНЕШНЕЕ ВРЕМЯ САМА ЦЕРКОВЬ - ВЕЛИЧАЙШИЙ СОЮЗНИК "Слово Господне через Аггея пророка: ЧЕРТЕЙ: http://vk.com/alexanderdei?w=wall1208808_2524/all

________________________________________________
И НА ОТШЕДШАГО, КАК ВИДИТЕ, ПОДЫМАЮТ ГОЛОС: http://vk.com/alexanderdei?w=wall1208808_2411%2Fall

*** *** ***

ПУСТЫЕ РИЗЫ

“– Слава богу! Нашелся хоть один храбрый! Все разбежались, все предали!

За огромным письменным столом с массивной чернильницей сидел пустой костюм и не обмакнутым в чернила сухим пером водил по бумаге. Костюм был при галстуке, из кармашка костюма торчало самопишущее перо, но над воротником не было ни шеи, ни головы, равно как из манжет не выглядывали кисти рук. Костюм был погружен в работу и совершенно не замечал той кутерьмы, что царила кругом.

– Вы видите? Видите?! Нету его! Нету "Слово Господне через Аггея пророка:!..

– Я всегда, всегда останавливала его, когда он чертыхался! Вот и дочертыхался…

– Проша! где вы?

– Кто вам тут «Проша»? – осведомился надменно костюм, еще глубже заваливаясь в кресле.

– Не узнает! Меня не узнает! Вы понимаете?

– Попрошу не рыдать в кабинете! – уже злясь, сказал вспыльчивый костюм.

– Нет, не могу видеть этого, нет, не могу!.. И пишет, пишет, пишет! С ума сойти! По телефону говорит! Костюм! Все разбежались, как зайцы!”

(«Мастер и Маргарита», М.А. Булгаков)

_____________________________________

"...Ни монахам по внешнему облику, ни рукоположенным и включенным в степень священства, ни удостоенным архиерейского сана, — патриархам, говорю, митрополитам и епископам, — просто так, только из-за рукоположения и "Слово Господне через Аггея пророка: его достоинства, не даётся от Бога отпускать грехи — да не будет! Ибо им дозволено только священнодействовать, но думаю, что и это — не многим из них, — чтобы, будучи сеном, они из-за этого не сгорели дотла, — а только тем, кто из священников, архиереев и монахов может быть сопричислен к ликам учеников Христа за чистоту".

"Но, говорят, ведь такова власть (вязать и решить) иереев. Знаю это и я, что она есть достояние иереев, но не просто всех иереев, а тех только, которые священнодействуют евангельски (т.е. в духе Евангелия - ред.), с духом смирения, и живут безукоризненною и добродетельною жизнью... Таких достояние "Слово Господне через Аггея пророка: есть вязать и решить, священнодействовать и учить, а не тех, которые только от людей принимают избрание и рукоположение.

Никтоже, говорит Писание, сам себе приемлет честь, но званный от Бога (Евр.5,4). Не сказал: тот, кому люди подают голос, и кто от людей приемлет хиротонию, но кто на это предопределен и проручествован Богом".

Симеон Новый Богослов.

***

«Многие облечены саном, но не все имеют благодать»

Григорий Богослов.

***

«Никто в церкви из членов её не бывает столько вреден и пагубен для неё, как такие священнослужители, которые, живя дурно, прикрываются именем и саном священным».

Григорий Великий (Двоеслов).

***

«А я, возлюбленные, прихожу в ужас, видя, на что "Слово Господне через Аггея пророка: отваживаться имеют обычай некоторые безумцы, которые решаются бесстыдно и опрометчиво искать священства и принимают оное, не быв призваны Христовой благодатью, не зная того, что огонь и смерть собирают себе они, бедные»

Ефрем Сирин.

***

«Священник должен иметь душу чище самих лучей солнечных, чтобы никогда не оставлял его без Себя Дух Святой»

Иоанн Златоуст.

***

«Если кто только по наружности станет делать Приношения (т.е. Евхаристию) чисто, правильно и законно, а в душе своей не имеет надлежащего общения к ближнему, ни страха Божия, то, имея внутри грех, он не обманет Бога тем, что правильно по наружности принесена жертва...»

"Надлежит следовать пресвитерам "Слово Господне через Аггея пророка: в церкви тем, которые имеют преемство от Апостолов, и вместе с преемством епископства по благоволению Отца получили известное дарование истины…

А те, которые почитаются многими за пресвитеров, но служат своим удовольствиям и не предпоставляют страха Божия в сердцах своих, а ведут себя с презрением к прочим и гордятся своим председательством, и делают втайне злое, говоря: "никто нас не видит", - будут обличены Словом, Которое судит не по видимости, и смотрит не на лицо, а на сердце…

Ото всех таковых надлежит удаляться; держаться же тех, которые, как я выше сказал, и хранят учение Апостолов, и вместе с чином пресвитерства ведут здравую "Слово Господне через Аггея пророка: речь и безсоблазненную жизнь к утверждению и исправлению прочих... Таковых пресвитеров питает Церковь [Благодатью таинств]".

Итак, где находятся дарования Господни, там надлежит учиться истине у тех, которые имеют преемство церковное от Апостолов, здравую и неукоризненную жизнь и неискаженное и неповрежденное учение".

Ириней Лионский.

***

«Они (т.е. епископы) кажутся блистающими и видятся чистыми... ибо, как некогда Иуда-предатель, приняв хлеб... недостойно, съел его как часть обыкновенного хлеба, а потому сатана вошел в него... так случается в неведении и с теми, которые недостойно, дерзко и самонадеянно прикасаются к божественным Тайнам»

Симеон Новый Богослов.

***

«Церковь тогда (в Апостольский век - ред.) была "Слово Господне через Аггея пророка: небом. Дух устроял тогда всё в народе, руководил и вдохновлял каждого из предстоятелей. А теперь у нас одни только знаки тогдашних дарований... Ныне церковь (т.е. историческая церковь, как поместные организации, - ред.) подобна жене, лишившейся прежнего богатства, сохраняющей во многих местах только знаки первоначального благоденствия и показывающей вместилище золотых сокровищ, а самого богатства не имеющей; такой жене уподобилась ныне церковь (- историческая, а не мистическая Церковь - Тело Христово, - ред.)»

Иоанн Златоуст.

***

«Мы не то, чего не знаем, говорим, но что знаем, о том свидетельствуем (ср.: Ин3:11. 1Ин1:2; 4:14). …Те, которые не видели света Его, не видели и Его, потому что Бог "Слово Господне через Аггея пророка: свет есть; и те, которые не прияли света Его, не прияли ещё благодати, потому что приемлющие благодать приемлют свет Божий и Бога. Но те, которые не сподобились еще приять или вкусить сего, - все находятся еще под игом закона, еще состоят под сенью и образами, еще суть чада рабы. Пусть это будут цари, пусть патриархи, пусть архиереи или иереи, пусть миряне или монахи. Все они ещё во тьме сидят и во тьме ходят»

Симеон Новый Богослов.

***

"К настоящему времени и христианство всё заключено в письмена. Духоносные таинства обставлены благолепною обрядностию; ...Но устав – буква; исполнение его – форма внешняя. Во всём этом можно "Слово Господне через Аггея пророка: и не быть Духу жизни. Можно двигаться в жизненных формах без жизни. Можно знать на память и понимать весь Новый Закон, и не иметь Духа, просвещающего верою живою; можно строго исполнять все чины церковные и не иметь Духа оживляющего, или не иметь жизни духовной; можно пребыть и в полном подчинении пастырству, не встречая руководства, истинно от Духа исходящего. Истинно духовная жизнь движется во всех этих порядках, но не необходимо ими предполагается.

Все живём по установившемуся чину; но одни одуховлены, а другие нет. Из двух стоящих в храме, и даже [священно]действующих, один может быть духоносен, а другой нет. Итак, как "Слово Господне через Аггея пророка: же? И тут буква убивает? – Буква, форма везде одну цену имеет; и когда нет при них Духа, они ничто. "Дух же идеже хощет дышит, и не веси, откуда и как приходит". Без веры и таинств не приходит; но и они могут быть исправляемы лишь по форме, без проявления внутренней силы. Что все это так, повсюдные опыты удостоверяют. Они у нас пред глазами. ...Одно утешение: ищите и обрящете".

Феофан Затворник.

________________________________________

"...Попали на косу, и корабль (церковь-организация - ред.) сел на мель. Нос увяз и остался недвижим, а корма разбивалась силою волн.

Воины (читающий - да разумеет - ред.) согласились было умертвить "Слово Господне через Аггея пророка: узников, чтобы кто-нибудь, выплыв, не убежал (читающий - да разумеет - ред.).

Но сотник, желая спасти Павла, удержал их от сего намерения, и велел умеющим плавать (читающий - да разумеет - ред.) первым броситься и выйти на землю, прочим же спасаться кому на досках, а кому на чем-нибудь от корабля.

И таким образом все спаслись на землю".

(Деян.27)

*** *** ***

Выписки из творений свт. Игнатия Брянчанинова:

«Волки, облеченные в овечью кожу, являются и познаются от дел и плодов своих. Тяжело видеть, кому вверены или кому попались в руки овцы Христовы, кому предоставлено их руководство и спасение. Но это – попущение Божие. Сущие во Иудеи "Слово Господне через Аггея пророка: да бежат в горы - положения изолированные.

Настал голод слова Божия! Ключи разумения у книжников и фарисеев! – Сами не входят и возбраняют вход другим! Христианство …при последнем издыхании! Образ благочестия кое-как наиболее лицемерно, поддерживается; от силы благочестия отреклись, отверглись люди! Надо плакать и молчать.

Грех достигнет своего полного развития, и тем он будет страшнее, тем владычество его будет твёрже, что личина благочестия сохранится*. Кто же поймёт, что в этом, по наружности цветущем благочестии уничтожена вся его сущность, вся сила? Так они уничтожены были в религии иудеев во времена Христовы, чего никак не мог понять народ, чего даже "Слово Господне через Аггея пророка: не сумели понять ни книжники, ни левиты, ни первосвященники иудейские, напыщенные своею ученостью и знанием.

Разгоряченное мнение слепцов, которые всё видят в цветущем виде (речь в контексте идёт о церквах-организациях и монастырях – ред.), не должно иметь никакого веса. Не хочу, чтоб от меня выходило подло-уклончивое и колеблющееся свидетельство об истине. Не желают слушать? так лучше молчать. Возгласят события. Заразительная смертоносная болезнь, когда ее не лечат правильно, а только прикрывают, – усиливается и усиливается. Должна ж она и разразиться.

Судьбы Божии привели меня быть свидетелем одной из горестных сеятв плевелов, враждебных Церкви. Эта сеятва называлась громким именем Православия. Тогда сеятва приводила "Слово Господне через Аггея пророка: меня в ужас; я предчувствовал, что последствия должны быть ужасны. Желание последовать [святоотеческому] направлению, по причине сознания правильности его, поставило меня в положение оппозиционное по отношению ко всем и ввело меня в борьбу. …И на отшедшаго, как видите, подымают голос, и подымают его по той же причине – по причине уклонения от учения Святой Церкви и принятия понятий, противных, даже враждебных этому учению.

<Примечание ред.: «Путём подмены (смешения) понятий истина до крайности омрачается, особенно под благовидными предлогами. И сие есть в сущности сатана, являющийся под образом ангела света (2 Кор. 11:14). Таким образом, ко времени антихриста истина вполне будет уничтожена на земле в жизни и в понятиях – и то незаметно для людей. Среди спасающихся смогут избегнуть эту сеть только те, которые непрерывно следят за собою, не попали ли они в некоторое смешение понятий. Самонадеянность легко бывает окрадываема и запутывается в сетях смешения (свт. Филарет Дроздов, митр. Московский, Комментарий к творениям св. Григория Синаита>.

<Примечание ред.: Худо настроенные (настрой духа – ред.), особенно когда при страстных влечениях попортятся и понятия, не могут иначе возвратиться на путь добра, как особыми действиями Божией Благодати. И притом всегда с болезненными переворотами и переломами. Из худо настроенных вначале редко-редко кто возвращается к добру. Если же кто благодатию Божиею и обращается, то и начало этого обращения болезненно, и всё последующее течение жизни исполнено борений. (Свт. Феофан Затворник. Псалом Давида 118-й. Толкование на стих девятый)>.

"Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете Истину, и Истина сделает вас свободными" (Ин. 8. 31-32). Замечательные и глубокие слова! Прямое последствие, вытекающее из них, заключается в том, что грех содержит человека "Слово Господне через Аггея пророка: в порабощении единственно посредством неправильных и ложных понятий. Равным образом очевидно, что пагубная неправильность этих понятий и состоит именно в признании добром того, что в сущности не есть добро, и в непризнании злом того, что в сущности есть убийственное зло.

Сперва было явное гонение на христиан. Впоследствии времени, это явное гонение преобразилось в более тонкое, неприметное для каждого, но вполне ясное для умов очищенных, начали требовать гонители от христиан не отречения от Христа, а принятия ереси, столько же душепагубной, как и отречение, т. е. требовать не прямо нечестия, но злочестия. – Далее, гонение сделалось еще тоньше: оставлено на произвол верование во "Слово Господне через Аггея пророка: Христа. …Вера никак не может перейти из вводной в деятельную, тем менее в живую, т. е. духовную. Самые вводные познания её остаются для человека крайне тёмными и сбивчивыми, как не объясненные... В этом состоянии сбивчивости и темноты, мы видим в настоящее время многих, считающих себя христианами, и даже учителями Христовой Церкви. Весьма редко можно слышать истинное Слово Божие из уст человеческих, хотя и часто можно слышать поддельное. Голод слышания Слова Божия – вот бедствие, несравненно тягчайшее, бедствие всех бедствий, которые когда-либо были попущены на христиан.

…Можно видеть, как направление, по учению святых отцов, в наше время не терпимо "Слово Господне через Аггея пророка:. Не терпят его от того, что чужды ему, не знают его, не изучали его, ни сколько не занялись им. Теперь всё искоренилось; осталась личина благочестия; сила иссякла.

Времена чем далее, тем тяжелее. Христианство, как Дух, неприметным образом для суетящейся и служащей мiру толпы, очень приметным образом для внимающих себе, удаляется из среды человечества, предоставляя его падению его. Находящиеся в Иудее да бегут в горы.

Очевидно, что христианство — этот таинственный духовный дар Божий человекам — удаляется неприметным образом (для невнимающих своему спасению) из общества человеческого пренебрегшего этим даром. Надо увидеть это, чтоб не быть обманутым актёрами и актёрством благочестия; увидев это "Слово Господне через Аггея пророка:, надо отвратить взоры от грустного зрелища, чтоб не подвергнуться пороку осуждения ближних, надо обратить взоры на самих себя, позаботиться о собственном спасении, так как милость Божия ещё дарует возможность спастись тем, которые произволяют спастись.Душепагубное актёрство и печальнейшая комедия – старцы, которые принимают на себя роль древних святых Старцев, не имея их духовных дарований. Да ведают, что самое их намерение, самые мысли и понятия их о великом иноческом делании — послушании, суть ложные, что самый их образ мыслей, их разум, их знание суть самообольщение и бесовская прелесть.

Бог желает и ищет спасения всех. Он и спасает всегда всех, произволяющих спастись … но "Слово Господне через Аггея пророка: не всегда спасает в корабле (церкви-организации – ред.) или в удобном, благоустроенном пристанище (монастыри – ред.). Он обетовал спасение святому апостолу Павлу и всем спутникам Апостола: Он и дал это спасение; но Апостол и его спутники спаслись не в корабле, который разбило, а с большим трудом, иные вплавь, другие на досках и различных обломках от корабля.На все свое время. Спасение и разные способы его были даром Божиим человечеству, а отнюдь не собственным изобретением человечества.

Ныне очень трудно найти истинного слугу Божия, хотя по наружности никакое время не обиловало так в слугах Божиих, как обилует наше время, провозглашающее о своей "Слово Господне через Аггея пророка: положительности (1Сол. 5,3). Ныне – кто в рясе, тот – неоспоримо “духовный”, – кто ведёт себя воздержанно и благоговейно, тот “духовный” в высшей степени! Не так научает нас Св. Писание, не так научают нас святые отцы…Весьма благоразумно делаешь, что не сводишь близкого знакомства ни с одним духовным лицом: такое знакомство может очень легко послужить ко вреду и весьма, весьма редко к пользе. Советуйся со [святоотеческими] книгами; Люди нашего века, в рясе ли они, или во фраке, прежде всего внушают осторожность. Какие времена! Не к кому обратиться с доверенностью… а кто доверчив, того горькие опыты выучат быть недоверчивым. Не утомляй себя напрасно исканием "Слово Господне через Аггея пророка: наставников: наше время, богатое лжеучителями, крайне скудно в наставниках духовных. Их заменяют для подвижника святоотеческие писания.

Видеть настоящее положение духовных руководителей необходимо, чтобы охраниться от обмана; вместе должно очень остеречься от осуждения их, непрестанно обращаясь ко вниманию себе. Время страшное! Решительно оскудели живые органы Божественной благодати: в облачении их явились волки: обманывают и губят овец. Это понять необходимо,но понимают немногие.

В высших пастырях осталось слабое, тёмное, сбивчивое, неправильное понимание по букве, убивающей духовную жизнь в христианском обществе, уничтожающей христианство, которое есть дело, а не буква. Искать ни в ком нечего! Должно бежать в горы – в положения изолированные!

Справедливо "Слово Господне через Аггея пророка: говоришь, что милость Божия к тем, которые устранены Промыслом Божиим от общаго стремления массы в отдельныя положения, как бы на острова, с которых только видна и слышна буря морская, и то тогда когда житель острова оставит глубину его - внимание к себе, и приблизится к берегу - начнёт внимать совершающемуся на житейском море. Эта милость Божия возвещена и Священным Писанием (Пс. 30; ст. 20, 21, 22).

Св. Афанасий Великий говорит, что одним из признаков приблизившегося пришествия антихриста будет переход церковного управления из рук архипастырей в руки светских сановников. Признак очень верный! Это не может состояться иначе, как при утрате духовенством своего существенного духовного значения, своей "Слово Господне через Аггея пророка: энергии, порождаемой решительным отрешением от мiра. Чиновничеством уничтожено в Церкви существенное значение Иерархии, уничтожена связь между пастырями и паствою;а мiролюбие, ненасытное стремление к суетным почестям, к накоплению капиталауничтожило в пастырях христиан, оставило в них лишь презренных ненавистных полицейских по ненависти их к народу, по злоупотреблению и безнравственности (нынешние «архипастыри» по существу стали именно чиновниками, хотя и рядятся в прежние одежды и носят те же имена – ред.).

Положение Церкви и христианства самое горестное, горестное повсеместно. Предсказанное в Писании совершается: охлаждение к вере объяло и наш народ и все страны, в которых доселе держалось Православие.

Многолюдное общество, когда оно отчуждилось от "Слово Господне через Аггея пророка: Слова Божия, получает характер пустыни. Что ж сказать о современном положении? Едва ли не то, что сказал преподобный Ефрем Сирский о положении тех, которые займутся исканием живого слова Божия во времена последние: “Они будут проходить землю от востока к западу и от севера к югу, ища такого слова, — и не найдут его”. Как истомленным взорам заблудившихся в степях представляются высокие дома и длинные улицы, - чем заблудившиеся вовлекаются еще в большее, неисходное заблуждение, - так и ищущим живого слова Божия в нынешней нравственной пустыне представляются во множестве великолепные призраки слова и учения Божия, воздвигнутые из душевного разума, из недостаточного и ложного "Слово Господне через Аггея пророка: знания буквы, из настроения духов отверженных, миродержителей. Призраки эти, льстиво являясь духовным эдемом, преизобилующим пищею, светом, жизнью, отвлекают обманчивым явлением своим душу от истинной пищи, от истинного света, от истинной жизни, вводят несчастную душу в непроницаемый мрак, изнуряют голодом, отравляют ложью, убивают вечною смертью.

Блажен, если найдешь одного верного сотрудника в деле спасения: это – великий и редкий в наше время дар Божий. Остерегись, желая спасти ближнего, чтобы он не увлек тебя в гибельную пропасть. Последнее случается ежечасно. Отступление попущено Богом. Не покусись остановить его своею немощною рукою. Устранись, охранись от этого сам: и этого с тебя достаточно. Очевидно "Слово Господне через Аггея пророка:, что примирение может быть лишь наружное, а не в духе.(Под «наружным примирением» следует понимать смиренное и благоговейное отношение к судьбам Божьим, к попущенному Богом отступлению, а не компромисс со злом, при котором будто бы можно, - имея в себе правильную духовную жизнь и веру, - внешне принадлежать к неправде, - в этом и был и есть лукавый, антихристианский принцип сергианства – ред.).

К положению Церкви должно мирствовать (т. е. относиться мирно, спокойно, без смущения, с упованием на милость Божию - прим. новомучн. М. Новоселова), хотя вместе должно и понимать его. Это - попущение Свыше, котораго мы понять не можем. Соделается жительство по Боге очень затруднительным "Слово Господне через Аггея пророка: по обширности, всеобщности отступления. …Ив последнее время истинный инок едва найдёт какой-либо отдаленный и неизвестный приют, чтоб в нём с некоторою свободою служить Богу и не увлекаться насилием отступления. О, бедствие из бедствий, понимаемое только одними истинными христианами, неведомое для тех, которых оно объемлет и губит! Увлечённый и ослеплённый собственным грехом не может не увлечься общественным греховным настроением: он не усмотрит его с ясностью, не поймёт его как должно, не отречётся от него с самоотвержением, принадлежа к нему сердцем.

Во время странствования моего я имел возможность довольно подробно взглянуть …на Церковь. Что сказать о ней? О ней "Слово Господне через Аггея пророка: надо сказать слова пророка: …“Бысть пуста весьма” (Иезек. 38: 8). Это говорит пророк вдохновенный, когда видел в дали времен время последнее, судьбу Церкви, и могущественное царство, возникшее на севере.

Наступают времена трудные в духовном отношении: онинаступили уже давно, …но затруднительность постоянно увеличивается, отступничество принимает огромные размеры.Это – попущение Божие, предсказанное в слове Божием. Пред непостижимыми судьбами Божиими должно благоговеть.

Дело православной веры можно признавать приближающимся к решительной развязке. …Милосердное долготерпение Божие длит время и отсрочивает решительную развязку для небольшого остатка спасающихся, между тем гниющее и почти согнившее достигает полноты тления. Спасающиеся должны понимать это и пользоваться временем, данным для спасения.

Святые Отцы предвозвестили, что "Слово Господне через Аггея пророка: в последние времена спасающиеся скроются от взоров человеческих и пойдут смиренным путем делания, хранясь осуждать отступников, предавая все воле Божией и суду Божию, благоговея пред самыми попущениями Божиими.

Ныне дух времени лежит громадною тяжестью на всём христианстве. Все стонут под бременем его. Надо понимать время, и с особенною бдительностью заботиться о своём спасении, удаляясь, по возможности, от общения с людьми, чтоб избежать как заразы грехов ближнего, так и осуждения греха в ближнем.

Надо понимать дух времени и не признавать прежние пристанища (церкви-организации и монастыри – ред.) пристанищами, потому что они наиболее превратились в гибельные омуты и "Слово Господне через Аггея пророка: пропасти… обратились в пучины, в которых вредятся и гибнут душами многие такие люди, которые посреди мiра проводили весьма хорошую жизнь.

Дух времени таков, что скорее должно ожидать окончательных ударов, а не восстановления [церкви]. “Спасаясь, спасай свою душу”, сказали святые отцы.

Надо понимать дух времени и не увлекаться прежними понятиями и впечатлениями, которых в настоящее время осуществить невозможно.

Ознакомься с духом времени, изучи его, чтобы по возможности избегнуть влияния его».

Что должны сказать мы о себе? как жить, как действовать нам? Ответ на эти вопросы находим у древних иноков**: они предвозвестили о нашем положении; они и предначертали образ действования в "Слово Господне через Аггея пророка: этом положении.

По причине умножения соблазнов, по причине всеобщности и господства их, по причине забвения евангельских заповедей и пренебрежения ими всем человечеством - необходимо для желающего спастись удаление от общества человеческого в уединение наружное и внутреннее.

По причине иссякновения благодатных руководителей, по причине умножения лжеучителей, обманутых бесовскою прелестию и влекущих весь мiр в этот обман, необходимо жительство, растворённое смирением, необходимо точнейшее жительство по евангельским заповедям, необходимо соединение молитвы с плачем о себе и о всём человечестве, необходима осторожность от всякого увлечения разгорячением, думающим совершать дело Божие одними силами человеческими, без действующего и совершающего Своё дело - Бога.

Спасаяй да спасет свою душу, сказано остатку "Слово Господне через Аггея пророка: христиан, сказано Духом Божиим. Себя спасай!

Убойся лицемерства во-первых в себе самом, потом в других: убойся именно потому, что оно - в характере времени и способно заразить всякого при малейшем уклонении в легкомысленное поведение. Преследуй лицемерство в себе, изгоняя его из себя; уклонись от зараженных им масс, действующих и намеренно и бессознательно в направлении его, прикрывающих служение мiру служением Богу, искательство временных благ искательством благ вечных, прикрывающих личиною святости порочную жизнь и душу, всецело преданную страстям.

Антоний Великий: «Настанет некогда время, - и человеки вознедугуют. Увидев неподверженного общей болезни, восстанут на него, говоря: "ты по преимуществу находишься "Слово Господне через Аггея пророка: в недуге, потому что не подобен нам"».

Игнатий Брянчанинов: «Здесь весьма не лишним будет заметить, что этому одному надо очень остеречься помыслов ложного смиренномудрия, которые не преминут быть предъявлены ему демонами и человеками - орудиями демонов. Обыкновенно в таких случаях плотское мудрование возражает: "неужели ты один - прав, а все или большая часть людей ошибаются!" Возражение - не имеющее никакого значения! всегда немногие, весьма немногие шествовали по узкому пути; в последние дни мiра этот путь до крайности опустеет. …Кто же не принял внутри себя Царства Божия, тот не узнает антихриста, тот непременно, непонятным для себя образом, сделается его последователем».

* – «Евангелие будет всем известно, но одна "Слово Господне через Аггея пророка: часть пребудет в неверии ему, другая, наибольшая, будет еретичествовать, следуя не богопреданному учению, а построевая себе свою веру своим измышлением, хоть и на основании слов Писания. Этим самоизмышленным верам и конца не будет. Начало им положил папа [Римский]. Их и теперь уже много, а будет еще больше. Что ни царство, то свое исповедание, а там – что ни область, а далее – что ни город, а под конец, может быть, что ни голова, то свое исповедание. И все такие будут присвоять себе имя христиан.

Будет часть и содержащих истинную веру, как она предана святыми апостолами и хранится в Церкви "Слово Господне через Аггея пророка: Православной, но и из этих не малая часть будет только по имени православными, в сердце же не будут иметь того строя, какой требуется верою, ибо возлюбят нынешний век. Вот какая широкая ожидается область отступления!

Имя христианское хоть и будет слышаться повсюду и повсюду будут видны храмы и чины церковные, но все это только видимость, внутри же полное отступление. На этой-то почве народится антихрист и вырастет в том же духе видимости, без существа дела. Всех, несодержащих христианство во истине, увлечёт к явному отступлению от Христа…» ("Отступление в последние дни мира", Созерцание и Размышление святого Феофана затворника).

«…И хотя многие "Слово Господне через Аггея пророка: из христиан нынешних созидают храмы Божии, как видим, каменные или деревянные, но одушевленные разоряют. Украшают Евангелие золотом и серебром, но того, чему Евангелие учит, и перстом коснуться не хотят, или даже и не знают... И какая оттого польза? Ибо это не богоугодное, но богопротивное дело. Скажут: “многие ходят в церковь на молитву, славословие, воспевают и благодарят Бога” – И это для них бесполезно». (Свт. Тихон Задонский. «Об истинном христианстве», кн.1, ч.2, Заключение 1, п.272).

** – «…В последнее время, те, которые поистине будут работать Богу, благополучно скроют себя от людей, и не будут совершать среди них знамений и чудес, как в настоящее время "Слово Господне через Аггея пророка:, но пойдут путём делания, растворённого смирением, и в Царствии Небесном окажутся большими отцов, прославившихся знамениями; потому что тогда никто не будет делать пред глазами человеческими чудес, которые бы воспламеняли людей и побуждали их с усердием стремиться на подвиги.

Занимающие престолы священства во всём мiре будут вовсе неискусны, и не будут знать художества добродетели. Таковы же будут и предстоятели монашествующих. Ибо все будут низложены чревоугодием и тщеславием, и будут служить для людей более соблазном, чем образцом. Посему добродетель будет в пренебрежении ещё более. Сребролюбие же будет царствовать тогда, и горе монахам, богатеющим...

Посему, сын мой, как я уже сказал прежде "Слово Господне через Аггея пророка:, многие, будучи одержимы неведением, падут в пропасть, заблуждаясь в широте широкого и пространного пути» (Ответы преп. Нифонта Цареградского, VI в.).

Преподобный Авва Исхирион: «Отцы Египетского скита спросили – что сделали мы? Авва Исхирион отвечал: “Мы исполнили Заповеди Божии”. Затем спросили: “Что сделают те, которые будут после нас?” – “Они будут иметь делание вполовину против нас”. Тогда спросили его: “А что сделают те, которые будут после них?” Он ответил: “Они отнюдь не будут иметь монашеского делания; но им попустятся скорби, и те из них, которые устоят, будут выше нас и отцов наших”».

Антоний Великий: «…Наступит некогда время, в которое монахи оставят пустыни "Слово Господне через Аггея пророка: и вместо их устремятся к богатейшим городам; там, вместо вертепов и хижин, которыми [ныне] усеяна пустыня, они воздвигнут, стараясь превзойти одни других, великолепные здания, препирающиеся пышностию с царскими палатами. Вместо нищеты вкрадётся стремление к собранию богатства; смирение сердца превратиться в гордость. Многие будут напыщены знанием, но чужды добрых дел, предписываемых знанием; любовь иссякнет; вместо воздержания явится угождение чреву, и многие из монахов озаботятся о доставлении себе изысканных яств не менее мирян, от которых они будут отличаться только одеждою и клобуком. Находясь посреди мiра, они не устыдятся неправильно присваивать себе имя монахов и пустынников.

Не престанут они величаться, говоря: аз есмь "Слово Господне через Аггея пророка: Павлов, аз же Аполлосов — как будто вся сущность благочестия заключается в значении предшественников, как будто Позволительно и справедливо хвалиться отцами, как хвалились иудеи предком своим, Авраамом!

Однако между монахами тех [последних] времён некоторые будут далеко лучше и совершеннее нас, Потому что блаженнее тот, кто мог преступить, и не преступил, и зло сотворить, и не сотворил, нежели тот, который увлекается к добру примером многих добрых. Так Ной, Авраам и Лот, проводившие святую жизнь посреди нечестивых, справедливо прославляются Писанием».

Игнатий Брянчанинов: «…Вспомнились мне теперь слова Спасителя о поле, на котором посеяно было доброе семя, но, по всходе этого семени "Слово Господне через Аггея пророка:, появились во множестве плевелы. Не человеки, — Ангелы сделали предложение Владыке поля выполоть плевелы. Господь сказал им: “нет - чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе тó и другое до жатвы”(Матф. XIII, 29-30)». «Благоразумные врачи отказываются врачевать застаревшие недуги, природнившиеся к телосложению, именно потому, что прикосновение к этим недугам есть прикосновение к жизни»(Аскетические Опыты, т. I; О Монашестве). – Едва ли и по отношению к мировому, «официальному православию» (в частности, и к Московской Патриархии) в наше время это не лучшая мера. Во всяком случае, на неё должно обратить особенное внимание».

Дата добавления: 2015-10-21; просмотров: 3 | Нарушение авторских прав


documentammzgmj.html
documentammznwr.html
documentammzvgz.html
documentamnacrh.html
documentamnakbp.html
Документ "Слово Господне через Аггея пророка: